E-mail:
Телефон:
тел.: 771644, тел.: 703388
Адрес:
г. Петрозаводск, Октябрьский проспект, 14 В

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 30 "Насто" (краткая презентация)

Уважаемые родители (законные представители) предлагаем вашему вниманию краткую презентацию образовательной программы дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 30 "Насто"

В нашем детском саду все дети дошкольного возраста (276 детей на 01.09.2023г.) получают дошкольное образование, форма обучения: очная. Язык, на котором осуществляется образование (обучение) - русский, в том числе дети с ОВЗ. Нормативные сроки обучения: дети  ясельного возраста с 1 г. до 2 лет обучаются 6 лет, 5 лет обучаются дети с 2 до 3 лет, дети I 3 до 4 лет обучаются 4 года, процесс обучения детей с 4 до 5 лет длится 3 года, образование для детей с 5 до 6 лет идет 2 года, дети с 6 до 7 лет обучаются 1 год, в том числе дети с ОВЗ с ТНР, с ЗПР (от трех до семи (восьми) лет, дети-инвалиды (в соответствии с рекомендациями Программы реабилитации (с 1 года до семи (восьми) лет) .

Численность обучающихся по реализуемой образовательной программе за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, республиканского бюджета, по договорам физических или юридических лиц - 300, в том числе дети с ОВЗ с ТНР, с ЗПР и дети-инвалиды.

Взаимодействие детского сада с семьей. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, в том числе с семьями детей с ОВЗ. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, в том числе с детьми с ОВЗ); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье, в том числе и родителей с детьми с ОВЗ.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад № 30 «Насто»

Данная Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Петрозаводского городского округа «Детский сад № 30 «Насто». Программа  утверждена Организацией на педагогическом совете 30.08.2023 года

При разработке Программы Организация определила продолжительность пребывания детей, в том числе и для детей с ОВЗ в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности. В МДОУ специалистами разрабатываются и реализовываются программы для детей с ОВЗ (ИОМ*).

Программа включает три основных раздела: I. Целевой раздел.II. Содержательный раздел.III. Организационный раздел. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

*ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут

Обязательная часть Программы МДОУ «Детский сад № 30 «Насто» соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406417675/. Образовательный процесс гибко реализовывается в режиме дня в различных видах детской деятельности.

Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, игры-занятия, развлечения, различного вида мероприятия) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.

Режим дня  разработан с учетом возрастных особенностей детей, местными условиями, СанПином. Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ: 1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности (вариативных основных образовательных программ дошкольного образования), методики, формы организации образовательной работы, в том числе и для детей с ОВЗ.

Вариативные образовательные программы являются дополнением к образовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Организация работы по  выполнению задач каждой образовательной области обеспечивается применением вариативных  образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Основные направления деятельности

1. Социально-коммуникативное развитие ребенка /svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizatsii/obrazovatelnie_standarti_/sotsialno-kommunikativnoe_razvitie/

2. Познавательное развитие ребенка /svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizatsii/obrazovatelnie_standarti_/poznavatelnoe_razvitie/

3. Художественно-эстетическое развитие ребенка /svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizatsii/obrazovatelnie_standarti_/hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie/

4. Физическое развитие ребенка /svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizatsii/obrazovatelnie_standarti_/fizicheskoe_razvitie/

5. Речевое развитие развитие /svedeniya_ob_obrazovatelnoi_organizatsii/obrazovatelnie_standarti_/rechevoe_razvitie/

При планировании работы с детьми с ОВЗ руководствуемся основными требованиями ФГОС ДО, АОП ДО, законами - /osnovnie_svedeniya/dostupnaya_sreda/

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития: дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллектуального развития, дети с нарушениями развития аутистического спектра, дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.

Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) находятся -http://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

Методические и иные документы, разработанные МДОУ (используемые в работе), для обеспечения образовательного процесса находятся /stranichka_psihologa/dlya_uvlechennih_kolleg/metodicheskaya_kopilka/ /kultura_bezopasnosti/2017/; /stranichka_psihologa/biblioteka_dlya_zabotlivih_roditele

Возрастные характеристики

Младенчество (от двух месяцев до одного года). Основным условием полноценного психического развития ребенка на первом году жизни является общение взрослого с ребенком, отношение к нему как к личности, чувствительность к потребностям ребенка. Общение со взрослым направлено на удовлетворение базовых потребностей во внешних впечатлениях, в принятии и внимании, в безопасности, в общении. Интерес, положительное отношение к взрослому, желание привлечь внимание взрослого и чувствительность к разным воздействиям взрослого определяют потребность в общении ребенка со взрослым, которая формируется к 2 месяцам жизни. В первом полугодии центром внимания в ходе общения является взрослый и его внимание, во втором полугодии внимание смещается на предметный мир, через акт хватания (время появление 4,5-5 месяцев) ребенок начинает исследовать свойства предметов. Психическое развитие определяется развитием зрительного, слухового, тактильного анализаторов и развитием движений (моторное развитие). К основным достижениям в развитии психики относится ходьба и предпосылки развития речи (понимание речи и первые слова автономной речи), положительное самоощущение. К концу года формируется потребность в признании со стороны взрослого, ребенок направлен на оценку взрослого.

Ранний возраст (от одного года до трех лет). Основная характеристика детей раннего возраста - ситуативность. Ребенок может думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания. Предметная деятельность, связанная с усвоением общественно-выработанных способов употребления предметов, оказывает влияние на развитие интеллекта, речи, самосознания и эмоциональной сферы ребенка. Основу интеллекта в раннем возрасте определяет развитие сенсорных процессов, связанных с действием обследования предметов и построения на их основе целостных образов, а также формирование первых обобщений в виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Важно учитывать, что ребенок обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную сферу. На основе сенсорного развития формируется план образов и представлений, что позволяет ребенку преодолеть ситуативность мышления и поведения. В данный период закладываются основы успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику. Основным достижениям возраста является самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребенок определяет себя как субъект собственных действий ("Я сам"). Важна психологическая потребность в самостоятельности.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет). Центральной линией психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование произвольности психических процессов и поведения, формирование регуляторных основ психики. В дошкольном возрасте закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность. Все виды деятельности ребенка, включая игру, рисование, конструирование, лепку представляют собой формы наглядного моделирования действительности. В продуктивных видах деятельности ребенок моделирует предметы и явления окружающего мира, что способствует формированию первой целостной картины мира, схематического мышления, элементов логического мышления и творческих способностей. Ребенок познает мир человеческих отношений, моделируя их в игровой форме. В условиях игры регуляторные возможности психики ребенка возрастают в разы, так как в любой роли, отображающей социальные функции человека в обществе, скрыты ряд правил, которым ребенок начинает подчинять свое поведение. Формируется периферия самосознания. Ребенок накапливает представления о своих умениях и навыках. Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос "что я умею, что я могу") и потребность в самоутверждении, предполагающей желание ребенка соответствовать нормам и правилам, ожиданиям взрослых ("желание быть "хорошим"). Данный возраст является крайне благоприятным для формирования нравственных норм и правил, формирования альтруистических потребностей и просоциальных форм поведения. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к нормам щедрости, честности, справедливого распределения. В этом возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность в общении со взрослыми и сверстниками определяется способностью выстраивать коммуникацию адекватную ситуации, то есть, ребенок может проявлять гибкость, инициативность, интерес, чувствительность в ситуации познавательного, делового, личностного общения. Итогом развития личности выступает иерархия мотивов и произвольная регуляция поведения. Социально значимые мотивы ("надо") могут управлять личными мотивами ("хочу"), ребенок может принимать сложные инструкции взрослого, действовать согласно правилам и реализовывать целостные формы поведения. Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе, особую важность приобретает формирование представлений и положительного отношения к правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Также, в современном социальном контексте, необходимо уделять внимание аспектам финансовой, экологической, информационной осведомленности у детей дошкольного возраста.

Уважаемые родители! 2 декабря 2015 года премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым подписано распоряжение № 2471-р об утверждении Концепции информационной безопасности детей.  http://government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf).

Нормативно правовые документы регламентирующие сопровождение детей с ОВЗ

1.    Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995г. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

2.    РФ ФЗ «Об опеке и попечительстве» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/

3.    Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

4.    "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

5.    Социальная поддержка родителей детей-инвалидов http://social-benefit.ru/invalidy/socialnaya-podderzhka-roditelej-detej-invalidov/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34017/

6.    Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/80-federalnyj-zakon-qob-obrazovanii-licz-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyaq

7.    Федеральный закон от 03.12.2011 N 378-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03122011-n-378-fz-o/

8.    Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"http://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ffzakon.ru%2Flaws%2Ffederalnyy-zakon-ot-24.07.1998-n-124-fz%2F&parent-reqid=1580988103262804-1599750345952590219900167-sas4-3181&trbsrc=wb&fallback=1

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" - http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2013 г. Регистрационный N 30242

 10. Письмо. Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-07062013-n-ir-53507/

11. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

Перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработана Федеральная программа

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220042
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
  10. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201606030031?rangeSize=1
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179568/
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" от 24.03.2023г. № 196 -   https://kiro-karelia.ru/images/attestac/dokumanty/Poryadok_att_prikaz196_ot_24_03_2023.pdf
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
  16. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения" - https://base.garant.ru/70147840/