Доступная среда
Государственная программа "Доступная среда"
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ! - Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание дошкольного образовательного учреждения МДОУ "Детский сад № 30 "Насто", всем категориям инвалидов и лицам с ОВЗ, желающим посетить наше учреждение, просьба заблаговременно сообщить по телефону 70-33-88 или 77-16-44 для организации возможности пребывания на территории и в помещении детского сада. Вас встретит сопровождающий, все покажет и объяснит.
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"
Уважаемые родители (законные представители)!
В МДОУ "Детский сад № 30 "Насто" созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для каждого ребенка разработана Индивидуальная программа сопровождения (реабилитации) ребенка-инвалида и индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ. Программы носят коррекционно-развивающий характер. АОП разработаны на основании рекомендаций специалистов ТПМПК, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад № 30 «Насто», «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, индивидуальных потребностей и возможностей воспитанника. Под сопровождением понимается комплексная деятельность педагогов и специалистов МДОУ, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации ребенка. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Программа работы по сопровождению ребенка включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития ребенка своевременное проведение коррекционно-развивающих мероприятий, выработку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию помощи в условиях образовательного учреждения. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков развития речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для детей их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В группах имеются игры для детей, спортивный инвентарь в соответствии с рекомендациями ТПМПК, если есть необходимость корректируется питание и режим посещения детского сада. Все дети обеспечены средствами обучения и воспитания, в МДОУ составлен Паспорт "Доступная среда". У детей есть доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам в кабинете заместителя заведующего по ВМР, в кабинете педагога-психолога, музыкального работника. Имеется спортивное оборудование для обучения коллективного и индивидуального пользования.
Информация о специальных условиях охраны здоровья воспитанников
В МДОУ создаются специальные условия охраны здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В МДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный, изолятор. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с Городской детской поликлиникой № 1, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум МДОУ. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями. В сложных ситуациях родителям дается рекомендация пройди обследование в ТПМПК. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
К охране здоровья воспитанников также относятся следующие мероприятия и условия созданные в МДОУ:
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
- пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников;
- созданы условия по обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в МДОУ;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении;
- все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в дошкольном учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется тревожная кнопка;
- ведется видеонаблюдение за территорией дошкольного учреждения.
Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в МДОУ проводится следующая работа:
Занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении,1 занятие на свежем воздухе), ежедневная утренняя гимнастика ( в группах и музыкальном зале), гимнастики пробуждения, пальчиковые, зрительные; физкультминутки и паузы во время непосредственно образовательной деятельности, ежедневные прогулки 2 раза в день (день, вечер), организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников, развлечений; проведение минуток безопасности в течение дня, соблюдение режимов: режима распорядка дня, температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного. В детском саду ведется учет детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью. Специалистами выполняются все рекомендации ТПМПК г. Петрозаводска. КРР ведется на основе заключения ТПМПК по результатам психологической диагностики и или по запросу родителей (законных представителей) ребёнка.
Условия для охраны здоровья детей-инвалидов и воспитанников с ОВЗ:
- наблюдение за состоянием здоровья воспитанников
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
- проведение санитарно -гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ.
Во время проведения обучающих ситуаций (НОД) и совместной деятельности с воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ педагогами детского сада используются:
- мультимедийные средства (проектор и экран),
- ноутбук (1 штука),
- цветовые песочные столы (2 штуки)
для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой темы педагоги дополнительно проводят групповые и индивидуальные обучающие ситуации, в том числе с использованием сети Интернет.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ "Детский сад №30 "Насто"
- Специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет педагога-психолога
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: группа, музыкальный зал
- Библиотеки(ах), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: на группах, в методическом кабинете, в кабинете педагога-психолога
- Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: игровые спортивные пособия, тренажеры
- Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: адаптированные образовательные программы, развивающая предметно-пространственная среда, в т.ч. методические и игровые пособия
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации: Документ: /osnovnie_svedeniya/dostupnaya_sreda/ для инвалидов объекта и предоставления на нем услуг в сфере образования
Нормативно правовые документы регламентирующие сопровождение детей с ОВЗ
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995г. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
2. РФ ФЗ «Об опеке и попечительстве» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
4. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
5. Социальная поддержка родителей детей-инвалидов http://social-benefit.ru/invalidy/socialnaya-podderzhka-roditelej-detej-invalidov/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34017/
6. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/80-federalnyj-zakon-qob-obrazovanii-licz-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyaq
7. Федеральный закон от 03.12.2011 N 378-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03122011-n-378-fz-o/
8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"http://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ffzakon.ru%2Flaws%2Ffederalnyy-zakon-ot-24.07.1998-n-124-fz%2F&parent-reqid=1580988103262804-1599750345952590219900167-sas4-3181&trbsrc=wb&fallback=1
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" - http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106/
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2013 г. Регистрационный N 30242
10. Письмо. Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-07062013-n-ir-53507/
11. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
Смотреть также